Как мало мы знаем о Японии и как легко готовы принимать всё японское? Для понимания концептов другой культуры нужно определить систему координат, через которую этот народ смотрит на мир.
На выставке «Координаты: Япония. Пространство значений», которая прошла в рамках Года Японии в России, появилась возможность расшифровать культурные коды японской эстетики и приблизиться к самому себе. Ориентированная «вовнутрь» японская картина мира описывалась через категории пространства, как внешнего, так и внутреннего. Пространства, в котором каждая мелочь имеет значение. Знаки, символы, намеки, коды – способен ли прочесть их не японец? Междисциплинарная выставка «Координаты: Япония. Пространство значений» – это была попытка русских фотографов и дизайнеров прикоснуться к внутренним пространствам японской эстетики и трансформировать её в личные ощущения.
Ирина Клименко с помощью фотографий, снятых за 10 лет в Японии, создала пространство мысленных экспериментов и визуальных опытов с целью дать зрителю возможность прикоснуться к эмоциональности японской эстетики и ощутить глубину и истинность собственных внутренних переживаний.
Каждый зал выставки имел своё название, определяемое сенсорикой. Весь первый этаж был посвящён созерцанию и первые два зала («Погружение», «Созерцание») готовили зрителей к ритуалу «очищения зрения созерцанием красоты».
На втором этаже в зале «Называние вещей» была возможность поиграть в называние увиденных вещей с помощью японского поэтического канона и записать на специальных досках свои ассоциации. В зале «Сокрытость» собрали то содержание, которое нельзя увидеть глазом или выразить вербально. Это верно для эстетического осмысления не только философских понятий, но и более конкретных вещей и явлений. Например, эстетика кимоно и сокрытость женского тела. Именно в этом зале расположились коллекция японских шелковых кимоно «4 стороны света» от дизайнера Максима Рапопорта и коллекция шлемов-масок из кристаллов от Ольги Берг.
Если первые два этажа были наполнены чувственными переживаниями, цветом, который в японской эстетике значит больше, чем форма, то на третьем этаже зрителей ждали более сложные ощущения – эстетика аскетизма, ваби-саби и пустоты.
Наполненный рожденными изнутри собственными образами и ассоциациями, почувствовав скрытые возможности потенциального, зритель заканчивал путешествие в «Пространстве значений». Пустое пространство играет огромную роль во всём японском искусстве. Оно имеет самостоятельное значение, вся сфера средств выражения направлена на достижение пустоты, а не на изображение миров, как в европейском искусстве. Особое значение пустого пространства воплощается также в использовании тени. Тень рождает в душе ощущение тайны, намекает на множество возможностей, которые таятся в темноте и могут проявиться.
Экспозиция дополнили композициями от мастера и преподавателя школы икэбаны Согэцу Ураны Куулар. Партнёром и участником выставки выступил бренд KATSU, который создаёт объекты, несущие в себе минималистичный и природный дизайн и погружающие человека в гармоничное состояние, как на уровне визуального восприятия, так и на уровне тактильных ощущений.
Во время проведения выставки прошла лекционная программа по философии японской эстетики от ведущих искусствоведов, а также лекции и мастер-классы по фотографии, архитектуре, каллиграфии, видео-арту.
Ирина Клименко – арт-фотограф, куратор, соавтор проекта иммерсивных путешествий в Sense Space (Япония), идейный вдохновитель и организатор маркета арт-фотографий для интерьеров PhotoDecorMarket (Москва). Работы Ирины выставляются в рамках международного фестиваля арт-фотографии в Арле (Франция) и параллельной программы Венецианской архитектурной биеннале. Автор фотокниг Inner Silence и Qualia.
Галина Мерзликина – куратор и организатор художественных выставок, фестивалей, проектов и конкурсов российского и зарубежного искусства в России и за рубежом. Со-организатор и куратор POP UP MUSEUM.
«Идея этой выставки появилась с первого знакомства с фотографиями Ирины, они живут во времени и со временем в пространстве и вне пространства, они - неисчерпаемый источник размышлений, развития и самопознания».
Максим Рапопорт – режиссер, дизайнер, стилист, телеведущий, автор и идейный вдохновитель международных арт-проектов. Максим получил образование постановщика шоу-программ, режиссер кино и мультимедиа. Профессиональное образование модельера – в Лаборатории моды В. М. Зайцева.
Концептуальный бренд Maxim Rapoport был основан в 2004 году. Философия марки Maxim Rapoport основывается на желании создавать уникальную, неповторимую одежду, лишенную временного пространства.
Ольга Берг – дизайнер и художник.
В основе концепции творчества Ольги лежит традиционная технология коклюшечного кружевоплетения, берущая начало в 12 веке. Трудоемкий, медитативный и полностью ручной процесс производства с использованием жемчуга и японского бисера, позволяет создавать уникальные вещи вне времени, со своим характером и особенной энергетикой. Это живая традиция, обладающая огромным потенциалом и способностью к обновлению.
Урана Куулар – мастер и преподаватель икебаны школы Согэцу и чайной церемонии Омотэ Сэнке, специалист по японским садам, ландшафтный дизайнер. Ученица легендарного профессора Мидори Ямада-сэнсэй. Преподаёт чайную церемонию в Японском фонде в Москве, член Международной Ассоциации Преподавателей Согэцу и Ассоциации Японских Садоводов (Япония).
Кураторы выставки выражают благодарность Фонду культуры «ЕКАТЕРИНА» и лично его основателям Екатерине и Владимиру Семенихиным за оказанную поддержку в организации и проведении проекта.