Новости Culture4Life

Old Judge и необычные портреты Марии Тенишевой

С 1896 по 1902 гг. в юмористическом журнале «Шут» (1879-1914) регулярно публиковались карикатуры под псевдонимом Old Judge (Павел Егорович Щербов), посвященные различным проблемам изобразительного искусства, автор показывал свой взгляд на проблемы изобразительного искусства и художественной критики, который можно охарактеризовать как иронически-негативный ко всем современным художественным направлениям, обладающий способностью переводить все события в разряд комических, стремящийся передать их суетность и пустоту.
Необычайно талантливые, наполненные колким недобрым юмором, карикатуры Щербова быстро приобрели большую популярность и стали оказывать заметное влияние на художественную жизнь Петербурга.
К началу 1900-х годов сила этого влияния была такова, что многие художники, критики, меценаты нарочно стали избегать встреч с Щербовым, опасаясь предстать в комичном виде на одной из его карикатур:
«До какой степени многие боятся карандаша этого художника доказывает то, что когда в прошлом году в одном артистическом кружке прослышали, что сюда собирается придти Щербов, три четверти обычных посетителей кружка предпочли в этот вечер остаться дома»
Не последнюю роль карикатуры Щербова сыграли и в отказе княгини Тенишевой финансировать журнал «Мир искусства». Сперва изображенная Щербовым в виде базарной бабы (на карикатуре " Salzburg"), а после и вовсе представленная в образе коровы, которую «доят разные прохвосты» (на карикатуре "Идиллия"), княгиня не выдержала насмешек и решила прекратить субсидировать журнал:
«Бороться из-за денег, платить колоссальные суммы и за это получать одни лишь неприятности, как со стороны тех, кому даешь эти деньги, так и со стороны всех недовольных выходками журнала, нести на себе двойную ответственность – все это привело меня, наконец, к сознанию, что я действительно взялась не за свое дело» , писала Мария Тенишева в своей книге.
Своим колким беспристрастным юмором карикатуры Щербова снимали напряжение в баталиях между представителями различных лагерей. Благодаря талантливости и остроте, они оказывали значительное влияние на общественную оценку художественных событий. Эта «художественная критика в картинках» смогла сделать проблемы художественного мира доступными и интересными значительно более широкому кругу публики, чем это удавалось ранее газетным критикам.
Не выражая определенной художественной позиции, карикатуры Щербова сыграли, тем не менее, значительную роль в русской художественной жизни рубежа XIX-XX веков. Их появление именно в этот период было обусловлено активизацией художественной жизни России и усилением интереса к изобразительному искусству в обществе.