В конце XIX века княгиня Мария Тенишева предприняла попытку создания доступного для широкой публики монографического собрания европейского акварельного и графического искусства.
В рамках проекта "Наследие Марии Тенишевой молодому поколению" мы рассказываем о жизни и деятельности этой великой женщины.
Из книги Марии Тенишевой «Воспоминания моей жизни».
«Хотя моя коллекция акварелей была уже довольно велика, но многих известных мастеров в ней еще не хватало. Чтобы пополнить эти пробелы, я пригласила себе в помощь одного молодого, начинающего художника, Александра Бенуа. В то время он только еще начинал свою карьеру, и чуть ли не первой покупательницей его картин была я.
…я … поручила ему приобретать для меня за границей акварели, открыв ему для этого особый кредит.
…должна признаться, что не все приобретаемые им картины соответствовали вполне моим вкусам. Много было у меня акварелей, которыми восхищался Бенуа и к которым я, наоборот, была совершенно равнодушна.
… Я решила устроить (в начале 1897 года) выставку в Обществе поощрения художеств на свой счет, входную же плату пожертвовать Обществу, а сбор с каталогов – Дамскому кружку.
…Когда была решена судьба моих акварелей, я попросила Бенуа помочь мне разобраться во всей массе, чтобы отобрать в музей именно то, что могло бы быть интересно для истории акварельного искусства в России.
…мы приступили к разборке акварелей с Бенуа, мне приходилось почти с бою отстаивать вещи тех художников, которых он как людей не любил. Меня всегда поражала в отношении русских мастеров односторонность Бенуа. В своем пристрастии он доходил до того, что свою личную антипатию к ним переносил и на их произведения. Мне это было непонятно. Никогда в жизни я не позволила себе смешивать творения человека и его личность. Думаю, что гораздо лучше забыть о человеке и видеть только художника, видеть то, что дает его дарование. Но Бенуа смотрел иначе, и мы не раз вступали с ним в пререкания по поводу той или иной акварели, которую он называл «дрянью, гадостью», и с чем я не могла согласиться».
М.К.Тенишева принесла в дар, основанному в те годы Русскому музею, свою коллекцию, из которой в силу своей специфики, музей принял только русскую часть.
Позже Тенишева еще трижды, в 1902, 1903, 1910 годах, дарила произведения русского искусства Музею императора Александра III. В общей сложности это 110 экспонатов. Среди них - пастели Исаака Левитана и Валентина Серова, гуаши и темперы Николая Рериха, акварели Михаила Врубеля, Александра Бенуа, Льва Бакста, Сергея Малютина и Ивана Билибина.
Со дня основания музея и вплоть до революции 1917 года ее собрание было выставлено в двух залах первого этажа Михайловского дворца.
В рамках проекта "Наследие Марии Тенишевой молодому поколению" мы рассказываем о жизни и деятельности этой великой женщины.
Из книги Марии Тенишевой «Воспоминания моей жизни».
«Хотя моя коллекция акварелей была уже довольно велика, но многих известных мастеров в ней еще не хватало. Чтобы пополнить эти пробелы, я пригласила себе в помощь одного молодого, начинающего художника, Александра Бенуа. В то время он только еще начинал свою карьеру, и чуть ли не первой покупательницей его картин была я.
…я … поручила ему приобретать для меня за границей акварели, открыв ему для этого особый кредит.
…должна признаться, что не все приобретаемые им картины соответствовали вполне моим вкусам. Много было у меня акварелей, которыми восхищался Бенуа и к которым я, наоборот, была совершенно равнодушна.
… Я решила устроить (в начале 1897 года) выставку в Обществе поощрения художеств на свой счет, входную же плату пожертвовать Обществу, а сбор с каталогов – Дамскому кружку.
…Когда была решена судьба моих акварелей, я попросила Бенуа помочь мне разобраться во всей массе, чтобы отобрать в музей именно то, что могло бы быть интересно для истории акварельного искусства в России.
…мы приступили к разборке акварелей с Бенуа, мне приходилось почти с бою отстаивать вещи тех художников, которых он как людей не любил. Меня всегда поражала в отношении русских мастеров односторонность Бенуа. В своем пристрастии он доходил до того, что свою личную антипатию к ним переносил и на их произведения. Мне это было непонятно. Никогда в жизни я не позволила себе смешивать творения человека и его личность. Думаю, что гораздо лучше забыть о человеке и видеть только художника, видеть то, что дает его дарование. Но Бенуа смотрел иначе, и мы не раз вступали с ним в пререкания по поводу той или иной акварели, которую он называл «дрянью, гадостью», и с чем я не могла согласиться».
М.К.Тенишева принесла в дар, основанному в те годы Русскому музею, свою коллекцию, из которой в силу своей специфики, музей принял только русскую часть.
Позже Тенишева еще трижды, в 1902, 1903, 1910 годах, дарила произведения русского искусства Музею императора Александра III. В общей сложности это 110 экспонатов. Среди них - пастели Исаака Левитана и Валентина Серова, гуаши и темперы Николая Рериха, акварели Михаила Врубеля, Александра Бенуа, Льва Бакста, Сергея Малютина и Ивана Билибина.
Со дня основания музея и вплоть до революции 1917 года ее собрание было выставлено в двух залах первого этажа Михайловского дворца.