Новости Culture4Life

Мария Тенишева и Николай Рерих

2024-07-15 14:00
Есть на земле особые места, куда людей притягивает некая мистическая сила. В этих местах люди черпают творческие силы, вдохновение и желание жить. Одним из таких мест является Талашкино. Где и по сей день сохранился Храм, созданный Николаем Рерихом для Марии Тенишевой.
В рамках проекта "Наследие Марии Тенишевой молодому поколению" мы рассказываем о жизни и деятельности великой женщины.
Из книги М.К.Тенишевой "Впечатления моей жизни"
"У меня с Николаем Константиновичем установились более чем дружеские отношения. Из всех русских художников, которых я встречала в своей жизни, кроме Врубеля, это был единственный, с кем можно было говорить, понимая друг друга с полуслова, культурный, очень образованный, настоящий европеец, благовоспитанный и приятный в общении, незаменимый собеседник, широко понимающий искусство и глубоко им интересующийся. Наши отношения — это братство, сродство душ, которое я так ценю и в которое так верю. Если бы люди чаще подходили друг к другу так, как мы с ним, то много в жизни можно было бы сделать хорошего, прекрасного и честного..."

Из писем Николая Рериха Марии Тенишевой 25 сент. 1903 г. "Глубокоуважаемая Мария Клавдиевна. Прежде всего не могу не выразить Вам того подавляющего впечатления, которое произвели на меня художественные учреждения Ваши. Только на почве таких центров с их чистою художественною атмосферою, с изучением исконного народного творчества, с примерами отборных образцов художества может расти истинно национальное наше искусство и занимать почетное место на Западе. От всего сердца позвольте сказать Вам — слава, слава! … За всю мою поездку я привез много материалов, видел много лучших мест России, и все же впечатление Талашкина остается самым краеугольным. Среди нашего художественного сумбура и омута важно сознавать, что и у нас есть высокая почва, где люди живут действительно чистым искусством. Прошу принять уверения в моем совершенном уважении и искренней преданности. Николай Рерих"
20 мая 1905 го­да: «Я несказанно тронут Вашими словами о том, что Вам легко пишутся письма ко мне. Может быть, Вами, правда, чувствуется, как хорошо я к Вам отношусь и как искренне мне хочется дружественно помочь Вам. (...) Из отношения с Вами во мне возрождается вера в нужное, нежное и вообще человеческое. Как особенный памятник сохраняю я Ваши письма. Помимо личного, они имеют большое значение общественное, как трогательное свидетельство Вашей искренней привязанности и доброжелательности к искусству. Мне верится, что наше дело — дело святое, и трудами и верою мы пройдём на истинную пользу Руси»
Храм Святого Духа в Талашкино

А.А.Ростиславов, перррвый биогррраф Николая Рериха: «Церковную живопись Рериха менее всего можно назвать имитацией, хотя тонкий и сложный эклектизм в его церковных работах несомненен. Если эти работы не проникнуты древним религиозным чувством, столь тем не менее понятным автору, то несомненно проникнуты древним живописным характером, причём поражает лёгкость усвоений в области древнего искусства. Нигде не чувствуется кропотливого изучения путём копирования, а как бы воспоминание уже известного. Несомненный древний русский стилизм в рисунках фигур, но его не подведёшь ни под один определённый пошиб или характер росписей определённого века, несмотря на кажущуюся большую близость к ярославским росписям. Несмотря на византизм богатой одежды, в характере лица и фигуры ''Царицы Небесной'', например, что-то индийское, восточно-азиатское. В богатстве красок древней иконописи с отзвуками врубелевских тонов внесены эмалевые переливы красок Востока, Персии, Индии — столь оригинальный оттенок общего стиля. Словом, и в церковных работах Рериха — стремление на общей почве возрождения древнего религиозного искусства разрешить свои декоративные, живописные и исторические задачи»

Максимилиан Волошин:
«Из всех вещей Рериха наиболее заинтересовал меня эскиз запрестольной стенописи для Талашкинской церкви под именем „Царица Небесная на берегу Реки Жизни“. Пламенные, золотисто-алые, багряные, рдяные сонмы сил небесных, стены зданий, развертывающихся над облаками, посреди них Царица Небесная в белом платье, а внизу неяркий облачный день и студеные воды будничной реки жизни. Что странно поражает и, быть может, привлекает в этой композиции, это то, что, хотя все элементы в ней, по-видимому, византийские, она носит чисто буддийский, тибетский характер. Белая ли одежда Богоматери среди пурпурных сонмов или теснота сил небесных над тусклым простором земли дают это впечатление, но в этой иконе почувствовано нечто очень древнее и восточное, почти не христианское. Глубоко интересно, какое впечатление будет производить она, когда заполнит собою все пространство главного нефа церкви над низким деревянным иконостасом.»

Официальная церковь не приняла роспись Рериха (внутреннее убранство, которое не сохранилось до наших дней), слишком она расходилась с канонической – и храм Святого Духа не был освящён.