Новости Culture4Life

Национальный татарский праздник Сабантуй прошел в Красногорске

Городской Семейный праздник «Сабантуй» состоялся 3 июня 2023 г. в Красногорске, в Парке культуры и отдыха «Ивановские пруды».
Гостей праздника ждала насыщенная программа: концерт с участием татарских и башкирских артистов, мастер-классы, традиционные национальные игры и угощения. На праздничном майдане развернулась большая чайная зона с кипящими самоварами и национальной выпечкой. Несмотря на погодные условия праздник получился теплым, ярким и насыщенным. Во время официального открытия Сабантуя невероятным образом тучи рассеялись и дождь прекратился ровно на время проведения праздника! Национальные песни, танцы, игры и угощения никого не оставили равнодушными.
В официальном открытии праздника приняли участие:
Председатель местной татарской национально-культурной автономии Красногорского р-на Московской области Ирек Ильсурович Туктагулов,
Заместитель МТНКА Красногорского р-на МО Рашид Асатович Газизов,
Художественный руководитель муниципального автономного учреждения культуры «Парки Красногорска» Олеся Борисовна Бывшева.
Праздник подготовили: МТНКА Красногорского р-на, МРОМ г. Красногорска, режиссер - постановщик Эльмира Сирачева и организатор национальных мероприятий Зухра Абдюханова. Татарская автономия г.Пушкино организовала выставку национальной продукции и элементов одежды, продемонстрировав традиционную вышивку и узоры татарского народа.
Истоки празднования сабантуя уходят в глубокую древность и связаны с аграрным культом. Первоначальная цель этого обряда, вероятно, заключалась в задабривании духов плодородия с тем, чтобы благоприятствовать хорошему урожаю в новом году.

Впервые праздник был описан в 921 году арабским путешественником Ибн Фадланом, прибывшим в Булгар в качестве посла из Багдада.

В 1979 году Ф. С. Хакимзяновым в Алькеевском районе Татарстана была обнаружена единственная эпитафия булгарского периода, датированная 1292 годом и содержащая надпись «Saban tuj kon ati» — «День Сабантуя», что свидетельствует о праздновании Сабантуя еще в период Волжской Булгарии.

Несмотря на то, что у башкир «Һабантуй» возник в далеком языческом прошлом, как один из древнейших земледельческих праздников, впервые письменно зафиксирован в XVIII веке в путевых записях русского лексикографа, натуралиста и путешественника Ивана Ивановича Лепёхина и немецкого этнографа, учёного Георги Иоганна Готлиба. «Башкирцы. Пахатной ихъ праздник во всем, кромъ молитвъ, творимыхъ Муллою, сходетствуетъ съ Анга Соареномъ Черемисским. Хотя земледъліе у нихъ и не въ чести; однакожъ въ праздникъ сей съезжается верхомъ всякая деревня, не исключая ни женъ, ни детей, на свои пашни, слушаетъ приносимое Муллою моленіе о плодородіе земли и изобиліе въ травъ, и забавляется потом попойкою, пляскою, пъснями, рыстаніем въ запуски и тому подобными».

У башкир обряд проходил следующим образом: обливали водой пахарей, поля, двор, траву, скот. Также известен обряд «Һабан бутҡаһы»), целью которой была приготовление каши из злаков и угощение пахарей, стариков, детей.